≡ МЕЛОДИЯ ВАШЕГО ГОРОСКОПА ≡

Добро пожаловать на уникальный сетевой проект,
продвигающий необычную идею - озвучить индивидуальный гороскоп!

Редакция: 23/03/2016

ОПЫТ АСТРОМУЗЫКИ (ч.2)

Теперь будем конкретизировать полученную информацию.

МЕТОД

ЛАД. Интервалы

Как уже говорилось, лад – есть основная составляющая музыки, определяющая соответствие ступеней звукоряда, употребимого в пьесе, основному хроматическому звукоряду.

Хроматический звукоряд состоит из 12 ступеней, отстоящих друг от друга на определенное, одинаковое расстояние в 1/12 часть октавы. Октава же – соотношение высоты (частоты) звуков, при котором высота (частота) одного в 2 раза выше, чем высота другого.

Возникает очевидная, императивная аналогия о соответствии ступеней хроматического звукоряда знакам Зодиака. Я считаю оптимальной и наиболее объективной систему соответствий, которую опишу ниже. Но вначале – несколько слов об интервале.

Интервал – соотношение высоты (частоты) звуков. Музыкальные интервалы определяются достаточно простыми дробями. Повышение тона происходит на один полутон, равный одной двенадцатой частоты примы (1пт) = 1/12*чп

  • Чистая прима (чп) – в этом интервале частота одного звука равна частоте другого.

  • Малая секунда = чп + чп/12 = чп + 1пт.

  • Большая секунда = чп + 2пт.

  • Малая терция = чп + 3пт.

  • Большая терция = чп + 4пт.

  • Кварта = чп + 5пт.

  • Тритон = чп + 6пт.

  • Квинта = чп + 7пт.

  • Малая секста = чп + 8пт.

  • Большая секста = чп + 9пт.

  • Малая септима = чп + 10пт.

  • Большая септима = чп + 11пт.

  • Чистая октава = чп + чп = 2чп.

Я намеренно не даю синонимов интервалов – здесь это не имеет значения.

0пт + 12пт = октава
1пт + 11пт = октава
2пт + 10пт = октава
3пт + 9пт = октава
4пт + 8пт = октава
5пт + 7пт = октава
6пт + 6пт = октава

Можно заметить, что интервалы дополняют друг друга. Малая терция (3пт) + Большая секста (9пт) = 12пт = октава. Малая секунда (1пт) + большая септима (11пт) = 12пт = октава, и так далее.

Составим таблицу обращений интервалов. Как видите, таблица симметрична относительно строки с тритонами (выделено). Интервалы можно рассматривать попарно, таких пар получается 7. В доказательство правильности хода рассуждений, мы видим, что пары образуют интервалы, сходные по характеру.

Какое же соответствие интервалов в карте? Вероятно, это будут атрибуты, обозначающие некие соотношения одной величины с другой. Такой атрибут только один – аспект.

ЛАД. Аспекты

Вообще говоря, отмечается сходство аспектов и аспектных взаимодействий планет со взаимодействием частиц, описанным квантовой механикой. Получается, что планеты, соединенные аспектом, теряют свою индивидуальность и образуют нечто целое, то есть, следует рассматривать имеющийся в карте аспект (к примеру, “Марс-в-секстиле-к-Солнцу)” как целое, гораздо менее обращая внимание в отдельности на Марс, Солнце и секстиль, их соединяющий. Что и отличает астролога-мастера от дилетанта.

Вспомните уроки химии: именно таково поведение электрона на орбите атома; электрон, для простоты принимаемый за частицу, ею вовсе не является, а проявляет себя скорее как поле – волна. По мере изучения астрологии становится все более очевидно, что планеты в карте ведут себя подобным образом, подчиняясь скорее квантовой, нежели классической механике.

Путем таких рассуждений я пришел к пониманию того, что космограмма есть “волновая диаграмма” Солнечной системы, а не “схема-фотография”, как обычно считают. Таким образом, аспекты есть соотношения длины двух “частиц-волн” – планет, проявляющих корпускулярно-волновую природу. А длина волны неотъемлемо связана с частотой. Вот и выходит, что аспект – это соотношение частоты “частиц-волн”. А теперь вспомните определение интервала.

Осталось решить, каким же способом аспекты соответствуют интервалам. Уместно обратиться к таблице, составленной выше. Как видно, возможно выделить пары интервалов, повторяющих друг друга до октавы. Октава же – интервал особого сорта, обозначающий переход на новый “виток”. Прима есть “октава в миниатюре”, и прима и октава составлены двумя одноименными звуками звукоряда. Звучание примы и октавы схоже, но октава более глубока. В карте можно найти соответствия этим интервалам. Прима – это соединение, а октава – тоже соединение! Только в новом витке спирали диалектического развития…

Получается, что полный круг – 360 градусов – соответствует 12-ти ступеням хроматического звукоряда, содержащимся в октаве. Одна ступень = 360/12 градусов. Выходит, что одна ступень звукоряда и 30 градусов карты – явления одного порядка. Закономерно будет принимать 30 градусов за полтона.

Переведя это в размерность аспектов, видим, что полтона соответствуют полусекстилю. До “октавы” в 360 градусов полусекстиль дополняется аспектом в 330 градусов, иначе говоря, в “–30” градусов или самим собою. Другие аспекты также будут дополняться сами собою.

Раньше мы уже выделили пары интервалов, дополняющих друг друга, и заметили их характеристическое сходство. Простейшее объяснение этому будет такое: один аспект индицирует ДВА интервала! Выбор – за интерпретатором.

Лучший вариант, наверное, анализировать аспекты по ходу чтения карты (обычно – от 0 градусов Овна против часовой стрелки). Возможно использование обоих интервалов пары. Можно так: определив сильнейшую планету, образующую аспект-интервал, выяснить, сходится аспект или расходится, и придать сходящемуся аспекту значение меньшего интервала в паре, а расходящемуся – большего. Следует заметить, что меньший интервал пары обладает большей “энергетической” насыщенностью, нежели больший, что имитирует поведение сходящегося аспекта. Я думаю, что следует использовать все способы. Это дает возможность разнообразить мелодические и гармонические построения, и, к тому же, позволяет построить лад наиболее адекватно нашим потребностям.

Итак, усовершенствуем таблицу:
Аспекты Интервалы
прима или октава
30° + 150° мал.2 + бол.7
60° + 120° бол.2 + мал.7
90° + 90° мал.3 + бол.6
120° + 60° бол.3 + мал.6
150° + 30° кварта и квинта
180° два тритона

Невооруженным глазом заметно сходство характеров квиконса и интервалов кварты и квинты. Вполне отвечает напряженному звучанию тритона оппозиция…

Мы потеряли множество аспектов? Не следует забывать, что в классических трудах (см. "Тетрабиблос") этими аспектами вполне обходились. С другой стороны, в XX веке появились нетрадиционные схемы музыки, использующие “интервалы” в четверть тона и т.п. Так что использование полуквадрата, квинтиля и других аспектов – дело вкуса. Но я посоветовал бы придерживаться традиционной схемы и не плодить сущностей сверх необходимости, иначе вы рискуете оказаться единственным слушателем своих опусов. А “потерянные” аспекты мы еще используем далее.


ЛАД. Определение лада

Следующий этап обработки карты – перевод гороскопа в схему лада.

Примем за точку отсчета Солнце – основную планету карты, индицирующую индивидуальность субъекта, будет логично соотнести Солнце с основой лада, первой ступенью – тоникой. Последовательно будем рассматривать аспекты, образующиеся к Солнцу, и так определим интервалы лада. Подробнее мы рассмотрим это далее.

А если к Солнцу нет аспектов? если есть структуры, с Солнцем не связанные? Если Солнце не аспектировано, следует выбрать планету, которая закономерно является его заместителем. Это может быть управитель гороскопа, планета в I-м доме и так далее. Если есть несколько самостоятельных аспектных фигур, будем рассматривать их в порядке “старшинства” образующих их планет и так комбинировать лад. Целесообразно будет использовать альтернативные фигуры в модуляциях – “отголоски”, побочные темы и тому подобное. Наконец, наличие в карте, к примеру, двух сильных независимых или слабо связанных констелляций может означать присутствие в будущей пьесе двух независимых ладов.


МЕЛОДИКА. Сила планет

Сперва я напомню понятие силы планет. Каждая планета в каком-либо знаке занимает определенное положение. Так, для каждого знака можно указать пла-нету, которая в этом знаке будет проявляться наиболее сильно, ярко, согласно собственным качествам, – то есть, будет управлять этим знаком. Не буду утомлять вас теорией астрологии, напомню лишь, что выделяют семь градаций силы планеты в знаке.

В теории музыки считается, что ступени лада, число коих семь, также имеют различную силу. Наиболее сильна первая ступень, называемая тоникой (T). Затем идут – пятая ступень, или доминанта (D), четвертая – субдоминанта (S), третья, шестая, вторая и седьмая.

Так можно определить соответствие:

ступень лада

T (I)

D (V)

S (IV)

III

VI

II

VII

сила планеты
(в баллах)

6

5

4

3

2

1

0

А теперь я напомню соответствие положения планеты в знаке и силы ее:

 

Ar

Ta

Ge

Ca

Le

Vi

Li

Sc

Sa

Ca

Aq

Pi

Солнце

5

3

2

3

6

3

1

3

4

3

0

3

Луна

3

5

3

6

3

2

3

1

3

0

3

4

Меркурий

2

4

6

2

2

6/5

4

2

0

4

4

1/0

Венера

0

6

4

2

2

1

6

0

2

4

4

5

Марс

6

0

2

1

4

2

0

6

4

5

2

4

Юпитер

4

2

0

5

4

0

2

4

6

1

2

6

Сатурн

1

4

4

0

0

4

5

2

2

6

6

2

Сила планеты в доме определяется точно так же, таблицу я строить не буду.

Итак, следует составить таблицы, в которых определить силу планет в знаках и домах и перевести баллы силы в соответствующие ступени лада.

МЕЛОДИКА. Знак и дом

Вспомним, что положение в знаке определяет “настоящее”, изначальное качество планеты, а положение в доме – способ реализации этого качества, его манифестации. Можно использовать соответственно образованные мелодии в пьесе как, к примеру, основную и побочную темы, как тему и противосложение и тому подобное.

МЕЛОДИКА. Развертывание

Определим способ “развертывания фигуры”, то есть точку отсчета.

При исполнении пьесы происходит ее “воплощение”, актуализация из некоторой совокупности информации в самостоятельную сущность, обладающую собственным бытием, пусть и мгновенным, с точки зрения человека. Значит, способ реализации пьесы должен описываться в карте аналогично способу реализации субъекта вообще. Я использую дирекцию As (хотя и не настаиваю на оптимальности выбора). То есть, определяя, в каком порядке As соединяется с планетами, можно составить последовательность чередования ступеней мелодии и гармонических конструкций пьесы. Я считаю естественным прямое движение As. Вы заметите, что, как правило, некоторые ступени будут повторяться. Это не приведет к монотонности, ведь у нас есть аспекты к этим планетам, которые укажут промежуточные ступени. Например, Солнце в V доме, а Луна в IV. Имеем повторение первой ступени лада дважды. Но, предположим, Луна образует с другой планетой (любой) квадрат, а Солнце – квиконс. Это позволяет нам включить промежуточные звуки, м3 или б6 к звуку Луны, и 4 или 5 к звуку Солнца. Причем порядок их расположения может определяться по-разному, вероятно, следует делать это аналогично определению следованию интервалов, как описано выше. В результате скелет мелодии определяется достаточно четко, да и вариации ее – тоже.

МЕЛОДИКА. Тональность

Теперь попробуем определиться с тональностью – оставшейся характеристикой музыкальной пьесы из тех, что мы можем определить, исходя из карты.

C

красный

C# / Db)

фиолетовый

D

ярко-желтый

D# / Eb)

стальной, металлический

E

белесовато-синий

F

красный

F# /Gb

ярко-синий

G

оранжево-розовый

G# /Ab

пурпурно-фиолетовый

A

зеленый

A# (B)

стальной

H

белёсо-синий

Это – наиболее спорный вопрос из всех, потому что придётся обратиться за помощью к эмоционально-интуитивным спекуляциям (ранее мы использовали спекуляции в большей степени рациональные, а именно их считают заслуживающими доверия люди современной эпохи).

Одна из самых ярких фигур русской – и мировой, – культуры, композитор Александр Скрябин, считал, что каждая музыкальная тональность имеет свою окраску, свой цвет. Подобные идеи были и у другого корифея русской музыки – Н. А. Римского-Корсакова. Любопытно, что соответствия цвета и тональности, составленные ими, совпадают почти полностью. Я приведу шкалу Скрябина (см. таб. слева):

Солнце

D

Луна

C#, G#

Меркурий

G

Венера

A

Марс

C, F

Юпитер

H, E, F#

Сатурн

B, D#

Если соотнести эти цвета с атрибутивными цветами планет, можно будет составить шкалу соответствия планет и тональностей (шкалу соответствия планеты и цвета я нашел в книге Дональда Крейга “Современная магия”, и здесь ее не привожу):

Для незнакомых с традиционными обозначениями, поясню, что тональности в музыке обозначаются латинскими буквами: A – ля, B – си-бемоль, H – си, C – до, D – ре, E – ми, F – фа, G – соль.

Знак # заменяет диез, то есть эта нота повышена на полтона, а знак – b обозначает бемоль, то есть нота понижена на полтона. Исключения – B, обозначающая си-бемоль.

Итак, мы видим, что можно расположить тональности соответственно планетам. А, значит, аналогичным будет распределение тональностей согласно обителям планет (см. таб. слева):

Овен

C, F

Телец

A

Близнецы

G

Рак

C#, G#

Лев

D

Дева

G

Весы

A

Скорпион

C, F

Стрелец

H, E, F#

Козерог

B, D#

Водолей

B, D#

Рыбы

H, E, F#

Можно было бы так и оставить, но меня этот вариант не удовлетворил. Во-первых, слишком много вариантов-разночтений. А во-вторых, мы уже договорились, что зодиакальный круг будет обозначать хроматический звукоряд, то есть ноты должны следовать по порядку.

Я считаю возможным отойти от шкалы Скрябина, воспринятой им интуитивно, и вернуться к схоластике.

Внимательно рассмотрев таблицу, можно заметить, что “тональности” пяти (почти половины от общего числа) знаков расположены согласно хроматической последовательности, а именно: Овен, Близнецы, Рак, Стрелец, Рыбы. Если экстраполировать этот ряд, за тональность A будет отвечать Солнце, “основная” планета карты. Именно с тональности A раньше начинался отсчет – это веский довод в пользу моих размышлений.

Овен

F

Телец

F# (Gb)

Близнецы

G

Рак

G# (Ab)

Лев

A

Дева

B (A#)

Весы

H

Скорпион

C

Стрелец

C# (Db)

Козерог

D

Водолей

D# (Eb)

Рыбы

E

Тогда мы будем иметь следующий ряд соответствий (см. таб. справа):

Такая шкала выглядит вполне удовлетворительно.

Следует заметить, что вопрос тональности имеет довольно-таки академический интерес, так как это важно лишь для людей с так называемым абсолютным слухом, а для большинства смертных тональность безразлична. Но, учитывая возможное применение будущих опусов для медитации, и в целях безупречности, тональность определять необходимо.

Решим, какой знак будем брать за точку отсчета. Варианты:

  • 1) знак, в котором находится As (это более естественно, но будет прямая связь между тональностью и характером пьесы. А, может быть, это вам и нужно?);

  • 2) знак, в котором находится Солнце (но тогда будет связь тональности и “знака Зодиака” в обывательском его понимании).

Я предпочитаю первый вариант.

МЕЛОДИКА. Орбисы

Несколько слов об орбисах. Так как мы условились считать аспекты аналогами музыкальных интервалов, будет логично применить к ним музыкальные закономерности. А именно, следующее наблюдение, касаемое орбисов.

Как принято считать, человек с нормальным слухом замечает “фальшь” при отклонении высоты звука на (примерно) 1/10 тона. Если принимать 30 градусов за полтона, то величина допустимой погрешностиepsбудет соответствовать:

eps=1/10(тон)=1/10(полтона+полтона)=1/10(30 градусов + 30 градусов)=1/10(60 градусов)=6 градусов.

Для совместимости с классическими школами округлим до 5 градусов. Ничего нового? Но этот орбис мы будем применять и к полусекстилю и квиконсу, многие карты при этом изменят свой вид и характер.

При интерпретации преимущество у мажорных аспектов, то есть, если смысл полусекстиля или квиконса грубо противоречит смыслу мажорного аспекта, то минорные пропускаются. Обычно же они дополняют друг друга.
В дальнейшем, при расчете карты СПЕЦИАЛЬНО для построения пьесы следует придерживаться орбиса в 6 градусов.

Читать дальше...

Для общения создана группа Вконтакте -vk.com/astromelos Подключайтесь!

Методики (назад)
1. Анализ
2. Методика
3. Пример