≡ МЕЛОДИЯ ВАШЕГО ГОРОСКОПА ≡Добро пожаловать на уникальный сетевой проект,
|
0пт + 12пт = октава |
1пт + 11пт = октава |
2пт + 10пт = октава |
3пт + 9пт = октава |
4пт + 8пт = октава |
5пт + 7пт = октава |
6пт + 6пт = октава |
Можно заметить, что интервалы дополняют друг друга. Малая терция (3пт) + Большая секста (9пт) = 12пт = октава. Малая секунда (1пт) + большая септима (11пт) = 12пт = октава, и так далее.
Составим таблицу обращений интервалов. Как видите, таблица симметрична относительно строки с тритонами (выделено). Интервалы можно рассматривать попарно, таких пар получается 7. В доказательство правильности хода рассуждений, мы видим, что пары образуют интервалы, сходные по характеру.
Какое же соответствие интервалов в карте? Вероятно, это будут атрибуты, обозначающие некие соотношения одной величины с другой. Такой атрибут только один – аспект.
Вообще говоря, отмечается сходство аспектов и аспектных взаимодействий планет со взаимодействием частиц, описанным квантовой механикой. Получается, что планеты, соединенные аспектом, теряют свою индивидуальность и образуют нечто целое, то есть, следует рассматривать имеющийся в карте аспект (к примеру, “Марс-в-секстиле-к-Солнцу)” как целое, гораздо менее обращая внимание в отдельности на Марс, Солнце и секстиль, их соединяющий. Что и отличает астролога-мастера от дилетанта.
Вспомните уроки химии: именно таково поведение электрона на орбите атома; электрон, для простоты принимаемый за частицу, ею вовсе не является, а проявляет себя скорее как поле – волна. По мере изучения астрологии становится все более очевидно, что планеты в карте ведут себя подобным образом, подчиняясь скорее квантовой, нежели классической механике.
Путем таких рассуждений я пришел к пониманию того, что космограмма есть “волновая диаграмма” Солнечной системы, а не “схема-фотография”, как обычно считают. Таким образом, аспекты есть соотношения длины двух “частиц-волн” – планет, проявляющих корпускулярно-волновую природу. А длина волны неотъемлемо связана с частотой. Вот и выходит, что аспект – это соотношение частоты “частиц-волн”. А теперь вспомните определение интервала.
Осталось решить, каким же способом аспекты соответствуют интервалам. Уместно обратиться к таблице, составленной выше. Как видно, возможно выделить пары интервалов, повторяющих друг друга до октавы. Октава же – интервал особого сорта, обозначающий переход на новый “виток”. Прима есть “октава в миниатюре”, и прима и октава составлены двумя одноименными звуками звукоряда. Звучание примы и октавы схоже, но октава более глубока. В карте можно найти соответствия этим интервалам. Прима – это соединение, а октава – тоже соединение! Только в новом витке спирали диалектического развития…
Получается, что полный круг – 360 градусов – соответствует 12-ти ступеням хроматического звукоряда, содержащимся в октаве. Одна ступень = 360/12 градусов. Выходит, что одна ступень звукоряда и 30 градусов карты – явления одного порядка. Закономерно будет принимать 30 градусов за полтона.
Переведя это в размерность аспектов, видим, что полтона соответствуют полусекстилю. До “октавы” в 360 градусов полусекстиль дополняется аспектом в 330 градусов, иначе говоря, в “–30” градусов или самим собою. Другие аспекты также будут дополняться сами собою.
Раньше мы уже выделили пары интервалов, дополняющих друг друга, и заметили их характеристическое сходство. Простейшее объяснение этому будет такое: один аспект индицирует ДВА интервала! Выбор – за интерпретатором.
Лучший вариант, наверное, анализировать аспекты по ходу чтения карты (обычно – от 0 градусов Овна против часовой стрелки). Возможно использование обоих интервалов пары. Можно так: определив сильнейшую планету, образующую аспект-интервал, выяснить, сходится аспект или расходится, и придать сходящемуся аспекту значение меньшего интервала в паре, а расходящемуся – большего. Следует заметить, что меньший интервал пары обладает большей “энергетической” насыщенностью, нежели больший, что имитирует поведение сходящегося аспекта. Я думаю, что следует использовать все способы. Это дает возможность разнообразить мелодические и гармонические построения, и, к тому же, позволяет построить лад наиболее адекватно нашим потребностям.
Итак, усовершенствуем таблицу:
Аспекты | Интервалы | 0° | прима или октава |
30° + 150° | мал.2 + бол.7 |
60° + 120° | бол.2 + мал.7 |
90° + 90° | мал.3 + бол.6 |
120° + 60° | бол.3 + мал.6 |
150° + 30° | кварта и квинта |
180° | два тритона |
Невооруженным глазом заметно сходство характеров квиконса и интервалов кварты и квинты. Вполне отвечает напряженному звучанию тритона оппозиция…
Мы потеряли множество аспектов? Не следует забывать, что в классических трудах (см. "Тетрабиблос") этими аспектами вполне обходились. С другой стороны, в XX веке появились нетрадиционные схемы музыки, использующие “интервалы” в четверть тона и т.п. Так что использование полуквадрата, квинтиля и других аспектов – дело вкуса. Но я посоветовал бы придерживаться традиционной схемы и не плодить сущностей сверх необходимости, иначе вы рискуете оказаться единственным слушателем своих опусов. А “потерянные” аспекты мы еще используем далее.
Следующий этап обработки карты – перевод гороскопа в схему лада.
Примем за точку отсчета Солнце – основную планету карты, индицирующую индивидуальность субъекта, будет логично соотнести Солнце с основой лада, первой ступенью – тоникой. Последовательно будем рассматривать аспекты, образующиеся к Солнцу, и так определим интервалы лада. Подробнее мы рассмотрим это далее.
А если к Солнцу нет аспектов? если есть структуры, с Солнцем не связанные? Если Солнце не аспектировано, следует выбрать планету, которая закономерно является его заместителем. Это может быть управитель гороскопа, планета в I-м доме и так далее. Если есть несколько самостоятельных аспектных фигур, будем рассматривать их в порядке “старшинства” образующих их планет и так комбинировать лад. Целесообразно будет использовать альтернативные фигуры в модуляциях – “отголоски”, побочные темы и тому подобное. Наконец, наличие в карте, к примеру, двух сильных независимых или слабо связанных констелляций может означать присутствие в будущей пьесе двух независимых ладов.
Сперва я напомню понятие силы планет. Каждая планета в каком-либо знаке занимает определенное положение. Так, для каждого знака можно указать пла-нету, которая в этом знаке будет проявляться наиболее сильно, ярко, согласно собственным качествам, – то есть, будет управлять этим знаком. Не буду утомлять вас теорией астрологии, напомню лишь, что выделяют семь градаций силы планеты в знаке.
В теории музыки считается, что ступени лада, число коих семь, также имеют различную силу. Наиболее сильна первая ступень, называемая тоникой (T). Затем идут – пятая ступень, или доминанта (D), четвертая – субдоминанта (S), третья, шестая, вторая и седьмая.
Так можно определить соответствие:
ступень лада |
T (I) |
D (V) |
S (IV) |
III |
VI |
II |
VII |
сила планеты |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
А теперь я напомню соответствие положения планеты в знаке и силы ее:
Ar |
Ta |
Ge |
Ca |
Le |
Vi |
Li |
Sc |
Sa |
Ca |
Aq |
Pi |
|
Солнце |
5 |
3 |
2 |
3 |
6 |
3 |
1 |
3 |
4 |
3 |
0 |
3 |
Луна |
3 |
5 |
3 |
6 |
3 |
2 |
3 |
1 |
3 |
0 |
3 |
4 |
Меркурий |
2 |
4 |
6 |
2 |
2 |
6/5 |
4 |
2 |
0 |
4 |
4 |
1/0 |
Венера |
0 |
6 |
4 |
2 |
2 |
1 |
6 |
0 |
2 |
4 |
4 |
5 |
Марс |
6 |
0 |
2 |
1 |
4 |
2 |
0 |
6 |
4 |
5 |
2 |
4 |
Юпитер |
4 |
2 |
0 |
5 |
4 |
0 |
2 |
4 |
6 |
1 |
2 |
6 |
Сатурн |
1 |
4 |
4 |
0 |
0 |
4 |
5 |
2 |
2 |
6 |
6 |
2 |
Сила планеты в доме определяется точно так же, таблицу я строить не буду.
Итак, следует составить таблицы, в которых определить силу планет в знаках и домах и перевести баллы силы в соответствующие ступени лада.
Вспомним, что положение в знаке определяет “настоящее”, изначальное качество планеты, а положение в доме – способ реализации этого качества, его манифестации. Можно использовать соответственно образованные мелодии в пьесе как, к примеру, основную и побочную темы, как тему и противосложение и тому подобное.
Определим способ “развертывания фигуры”, то есть точку отсчета.
При исполнении пьесы происходит ее “воплощение”, актуализация из некоторой совокупности информации в самостоятельную сущность, обладающую собственным бытием, пусть и мгновенным, с точки зрения человека. Значит, способ реализации пьесы должен описываться в карте аналогично способу реализации субъекта вообще. Я использую дирекцию As (хотя и не настаиваю на оптимальности выбора). То есть, определяя, в каком порядке As соединяется с планетами, можно составить последовательность чередования ступеней мелодии и гармонических конструкций пьесы. Я считаю естественным прямое движение As. Вы заметите, что, как правило, некоторые ступени будут повторяться. Это не приведет к монотонности, ведь у нас есть аспекты к этим планетам, которые укажут промежуточные ступени. Например, Солнце в V доме, а Луна в IV. Имеем повторение первой ступени лада дважды. Но, предположим, Луна образует с другой планетой (любой) квадрат, а Солнце – квиконс. Это позволяет нам включить промежуточные звуки, м3 или б6 к звуку Луны, и 4 или 5 к звуку Солнца. Причем порядок
их расположения может определяться по-разному, вероятно, следует делать это аналогично определению следованию интервалов, как описано выше. В результате скелет мелодии определяется достаточно четко, да и вариации ее – тоже.
Теперь попробуем определиться с тональностью – оставшейся характеристикой музыкальной пьесы из тех, что мы можем определить, исходя из карты.
C |
красный |
C# / Db) |
фиолетовый |
D |
ярко-желтый |
D# / Eb) |
стальной, металлический |
E |
белесовато-синий |
F |
красный |
F# /Gb |
ярко-синий |
G |
оранжево-розовый |
G# /Ab |
пурпурно-фиолетовый |
A |
зеленый |
A# (B) |
стальной |
H |
белёсо-синий |
Это – наиболее спорный вопрос из всех, потому что придётся обратиться за помощью к эмоционально-интуитивным спекуляциям (ранее мы использовали спекуляции в большей степени рациональные, а именно их считают заслуживающими доверия люди современной эпохи).
Одна из самых ярких фигур русской – и мировой, – культуры, композитор Александр Скрябин, считал, что каждая музыкальная тональность имеет свою окраску, свой цвет. Подобные идеи были и у другого корифея русской музыки – Н. А. Римского-Корсакова. Любопытно, что соответствия цвета и тональности, составленные ими, совпадают почти полностью. Я приведу шкалу Скрябина (см. таб. слева):
Солнце |
D |
Луна |
C#, G# |
Меркурий |
G |
Венера |
A |
Марс |
C, F |
Юпитер |
H, E, F# |
Сатурн |
B, D# |
Если соотнести эти цвета с атрибутивными цветами планет, можно будет составить шкалу соответствия планет и тональностей (шкалу соответствия планеты и цвета я нашел в книге Дональда Крейга “Современная магия”, и здесь ее не привожу):
Для незнакомых с традиционными обозначениями, поясню, что тональности в музыке обозначаются латинскими буквами: A – ля, B – си-бемоль, H – си, C – до, D – ре, E – ми, F – фа, G – соль.
Знак # заменяет диез, то есть эта нота повышена на полтона, а знак – b обозначает бемоль, то есть нота понижена на полтона. Исключения – B, обозначающая си-бемоль.
Итак, мы видим, что можно расположить тональности соответственно планетам. А, значит, аналогичным будет распределение тональностей согласно обителям планет (см. таб. слева):
Овен |
C, F |
Телец |
A |
Близнецы |
G |
Рак |
C#, G# |
Лев |
D |
Дева |
G |
Весы |
A |
Скорпион |
C, F |
Стрелец |
H, E, F# |
Козерог |
B, D# |
Водолей |
B, D# |
Рыбы |
H, E, F# |
Можно было бы так и оставить, но меня этот вариант не удовлетворил. Во-первых, слишком много вариантов-разночтений. А во-вторых, мы уже договорились, что зодиакальный круг будет обозначать хроматический звукоряд, то есть ноты должны следовать по порядку.
Я считаю возможным отойти от шкалы Скрябина, воспринятой им интуитивно, и вернуться к схоластике.
Внимательно рассмотрев таблицу, можно заметить, что “тональности” пяти (почти половины от общего числа) знаков расположены согласно хроматической последовательности, а именно: Овен, Близнецы, Рак, Стрелец, Рыбы. Если экстраполировать этот ряд, за тональность A будет отвечать Солнце, “основная” планета карты. Именно с тональности A раньше начинался отсчет – это веский довод в пользу моих размышлений.
Овен |
F |
Телец |
F# (Gb) |
Близнецы |
G |
Рак |
G# (Ab) |
Лев |
A |
Дева |
B (A#) |
Весы |
H |
Скорпион |
C |
Стрелец |
C# (Db) |
Козерог |
D |
Водолей |
D# (Eb) |
Рыбы |
E |
Тогда мы будем иметь следующий ряд соответствий (см. таб. справа):
Такая шкала выглядит вполне удовлетворительно.
Следует заметить, что вопрос тональности имеет довольно-таки академический интерес, так как это важно лишь для людей с так называемым абсолютным слухом, а для большинства смертных тональность безразлична. Но, учитывая возможное применение будущих опусов для медитации, и в целях безупречности, тональность определять необходимо.
Решим, какой знак будем брать за точку отсчета. Варианты:
1) знак, в котором находится As (это более естественно, но будет прямая связь между тональностью и характером пьесы. А, может быть, это вам и нужно?);
2) знак, в котором находится Солнце (но тогда будет связь тональности и “знака Зодиака” в обывательском его понимании).
Я предпочитаю первый вариант.
Несколько слов об орбисах. Так как мы условились считать аспекты аналогами музыкальных интервалов, будет логично применить к ним
музыкальные закономерности. А именно, следующее наблюдение, касаемое орбисов.
Как принято считать, человек с нормальным слухом замечает “фальшь” при отклонении высоты звука на (примерно) 1/10 тона. Если принимать 30 градусов за полтона, то величина допустимой погрешностиepsбудет соответствовать:
eps=1/10(тон)=1/10(полтона+полтона)=1/10(30 градусов + 30 градусов)=1/10(60 градусов)=6 градусов.
Для совместимости с классическими школами округлим до 5 градусов. Ничего нового? Но этот орбис мы будем применять и к полусекстилю и квиконсу, многие карты при этом изменят свой вид и характер.
При интерпретации преимущество у мажорных аспектов, то есть, если смысл полусекстиля или квиконса грубо противоречит смыслу мажорного аспекта, то минорные пропускаются. Обычно же они дополняют друг друга.
В дальнейшем, при расчете карты СПЕЦИАЛЬНО для построения пьесы следует придерживаться орбиса в 6 градусов.
Методики (назад) |
1. Анализ |
2. Методика |
3. Пример |