≡ МЕЛОДИЯ ВАШЕГО ГОРОСКОПА ≡

Добро пожаловать на уникальный сетевой проект,
продвигающий необычную идею - озвучить индивидуальный гороскоп!

Редакция: 23/03/2016

Пример готовой методики

Погуглив в интернете, я нашел ещё несколько источников, которые работали в данном направлении. Например, человек под ником Китоврас, как выяснилось, Дмитрий Буханцов из Краснодара ещё в 1996 году описал методику (см.), как превратить гороскоп в композицию. Жаль, его вёрстка на бесплатном хосте Narod.ru оставляет желать лучшего. Поэтому я взял на себя труд перенести его трактат на этот сайт. Потому что считаю себя продолжателем его дела.

ОПЫТ АСТРОМУЗЫКИ

Этот небольшой трактат был написан в 1995-96 годах. Идеи, изложенные здесь, очевидны, но я попытался дать практические наметки методики. Я буду рад найти единомышленников и продолжателей.

ВВЕДЕНИЕ

Предпосылки

Не вызывает сомнения сходство астрологии с иррациональными искусствами. Упор на интуитивность, стремление к целостному восприятию, синтез рассудочно полученной информации с последующей интуитивной интерпретацией, наконец, методы прогноза, основанные на символическом, а не на рассудочном мышлении – все это роднит астрологию с искусством в современном понимании. С так называемой “наукой” астрологию объединяет только математический аппарат вычислений и малополезный потомок астрологии – астрономия.

Словесная интерпретация сути карты, тем более прогноза, бывает столь же затруднительна, как и “пересказ” симфонии – и столь же “продуктивна”. Вроде бы все понятно, а выходят одни междометия… У Чехова есть великолепная миниатюра (однако, название забыл…) о том, как некто пришел в магазин покупать ноты, не зная названия пьесы… Именно это я имею в виду…

Возникает очевидная потребность упростить задачу. Один из способов, лежащих на поверхности – музыка. Не зря же древние считали музыку, астрологию и математику сходными дисциплинами…

Начало

Родоначальником дисциплины, краткое введение в которую я попытаюсь дать, следует считать, вероятно, Пифагора. Он первый принялся поверять Вселенную алгеброй. Ему приписывают создание натурального звукоряда, который, в значительно упрощенном виде, применяется и сейчас. Все музыкальные интервалы он выражал дробями, по большей части иррациональными, которые означали отношение длины струны, издающей звук, сравнительно с исходной длиной. Пифагор же считал, что планетам соответствуют определенные частотные соотношения (Солнце – 1, Луна – 2, Сатурн – 27 и т.д.). К сожалению, основная часть учения Пифагора до нас не дошла.

Потребность в Методе

Существует несколько методик трансформации астрологических факторов в музыкальную пьесу. Но! Распространенные магнитозаписи “музыки знаков Зодиака” рассчитаны на универсальность. Они подразумевают возможность не более 12 пьес, охватывающих все человечество – то есть, тот же недостаток, что и у газетных “прогнозов”.

Отмечается тяга к медитативности. Скажите на милость, а если у субъекта экстравертированная карта, Солнце во Льве, а Марс и As в Овне?? Я уже не углубляюсь в способы построения подобных композиций…

Итак, все карты – сугубо индивидуальны и уникальны. Соответствующие музыкальные построения должны отражать характер карты. Метод трансформации должен быть, насколько возможно, однозначным, и “возмущаться” лишь талантом композитора.

АНАЛИЗ

Характеристики

Вначале определим, что же мы хотим получить в процессе обработки астрологической информации, затем – какие стороны карты следует пристально изучить для этого, и, наконец, какими средствами мы располагаем.

На “выходе” мы хотим получить музыкальное произведение. Очевидно, что есть некоторые общие характеристики музыкального произведения, которые следует уточнить сразу же.

При первом контакте с пьесой даже неискушенное ухо выделяет следующие важнейшие характеристики:

  • инструментовку. То есть – примерный состав исполняющих пьесу инструментов. Действительно, трудно спутать диксиленд с органной мессой.

  • жанр – основной характер пьесы. Здесь уместно использовать самые общие понятия, – “быстрый танец”, “протяжная песня”, “инструментальный концерт (включающий симфонию, сюиту, ансамбль и др.)”, “джаз”, “рок” и др.

Шкала определяется мастером-астрологом самостоятельно.

При изучении карты описывайте свои впечатления своими словами и как можно подробнее, так, чтобы вы сами смогли разобраться в собственных мыслях даже по прошествии нескольких лет. Не исключено, что в конечных фазах работы над картой вам понадобится помощь композитора-профессионала, здесь-то вы и вспомните этот совет добрым словом.

  • лад, то есть звукоряд, лежащий в основе всех построений. Теория музыки насчитывает не менее полутора десятков ладов, не считая национальных и других специфических ладов: всем известны блюзовый, народный венгерский (заслугами Листа), китайский, индийский, арабский звукоряды. Те из вас, кто посещал в школе уроки пения, когда-то знали о существовании двух ладов, получивших особые названия: “мажор” (“major”, “большой”) и “минор” (“minor”, “малый”).

Любой лад, применимый в европейской традиции – а ведь мы – астрологи европейской школы, – должен состоять из семи последовательно повышающихся звуков – “ступеней”. “Расстояния” между ними могут быть различными, но все звуки должны соответствовать семи из двенадцати звуков так называемого хроматического звукоряда (это – последовательность звуков, каждый из которых выше предыдущего на 1/12 октавы). 12 полутонов образуют интервал октаву, при котором высокий звук имеет частоту ровно в 2 раза выше, чем низкий.

Инструментовка

Это качество музыкальной пьесы “лежит” наиболее близко к поверхности. Оно является наиболее “объективным” свойством музыки, не меняющимся в зависимости от состояния (читай – настроения) слушателя и любых других факторов. По моему мнению, было бы естественным “извлекать” это качество из атрибута карты, имеющего аналогичную черту максимальной объективности.

На мой взгляд, это будет конфигурация, связанная с Mc, Сатурном (сигнификатором Mc) и управителем Mc, а также с планетами, находящимися в зените, их аспектами между собой и к другим планетам (именно в таком порядке я бы стал производить исследование).

Интуитивно я вывожу следующие соответствия планет и инструментов.

  • Солнце по характеру напоминает мне трубу, колокола, концертный рояль.

  • Луна – виолончель, валторна, гобой, духовые с сурдиной.

  • Меркурий – клавишные (особенно – клавесин), акустическая гитара, саксофон.

  • Венера – скрипка, флейта, женский вокал.

  • Марс – горн, тромбон, тарелки.

  • Юпитер – мужской вокал, в том числе – мужской хор.

  • Сатурн – орган.

  • Уран – электронные, экзотические звучания.

  • Нептун – некоторые тембры электрооргана, ситар, иногда – хор.

  • Плутон – контрабас, литавры, большие ансамбли – оркестры tutti, хоры, смешанные составы.

Знаки, управляемые планетами, по-видимому, будут иметь сходные характеристики.

Определение характера пьесы

Разумным будет предположить, что это качество, первым вступающее “в контакт” со слушателем, станет определяться с помощью конфигураций карты, отображающих способ контакта субъекта с миром. То есть, при помощи асцендента As, Марса (сигнификатора As), управителя As, планет в As и их аспектов. Также далее рассмотрим влияние фигур Джонса и аспектных конфигураций.

Планеты и знаки

Сделаем обзор планетных влияний на характер пьес. Методом интуитивных аналогий определим примерные соответствия.

  • Солнце. Характер (нордический :)) яркий, чистый, светлый. Таковы многие сочинения симфонического, сонатного жанра, “солнечное” творчество у зрелого Листа. Это – характер 1-го этюда Шопена.

  • Луна. Характер томный, тягучий, мягкий. Многие ноктюрны Шопена.

  • Меркурий – быстрый, веселый, шумный, несерьезный – скерцо. Частушки, некоторые рапсодии Листа.

  • Венера – нежная, ласковая. Романсы (“Я помню вальса звук прелестный…”), некоторые фрагменты “Сезонов” Вивальди.

  • Марс – ритмичный, сильный, побуждающий к действию. Военные марши – “Прощание славянки”, “Ракоци-марш” Листа.

  • Юпитер – широкий, умиротворяющий, “приятный”. Оратория вообще, финал 9-й симфонии Бетховена. Вообще говоря, Бетховен – в основном юпитерианец.

  • Сатурн – интеллектуальный, иногда трагический. Хорал, фуга. Бах в основном, “Die Kunst der Fuge” особенно.

  • Уран – модерн, оригинал, неформал. Отчасти уранические Шенберг, Прокофьев.

  • Нептун – вкрадчив, ирреален, медитативен. Православные “духовные” песнопения (назовите, пожалуйста, бездуховную музыку. Смотря какой дух!, индийские раги. Чрезвычайно характерен “Лунный свет” из “Бергамасской сюиты” Дебюсси (несмотря на название пьесы).

  • Плутон – демонический, потусторонний, “надчеловеческий”, трагический по преимуществу. Поздний Мусоргский, 6-я симфония Чайковского, 9-я “дьявольская” соната Скрябина, финал 2-й сонаты Шопена. Здесь же знаменитое вступление к “Так говорил Заратустра” Штрауса.

Синтезируя планетные свойства, дадим пример музыкальным характерам Знаков.

  • Овен. 12-я рапсодия Листа.

  • Телец. Романс “Ночь светла…”

  • Близнецы. 11-я рапсодия Листа, частушки.

  • Рак. 2-я часть 8-й сонаты Бетховена, колыбельные.

  • Лев. Бетховенская “Аврора”.

  • Дева. Этюды Черни, Клементи.

  • Весы. Ария “Я тебя никогда не забуду…” из “Юноны и Авось” Рыбникова.

  • Скорпион. Погребальный марш из 2-й сонаты Шопена (ВМЕСТЕ С ТРИО!!).

  • Стрелец. Конечно же, финал 9-й симфонии Бетховена.

  • Козерог. “Хорошо темперированный клавир“.

  • Водолей. Например, Beatles (очень многие их вещи).

  • Рыбы. “Море” Дебюсси.

Теперь будет не так сложно определить, что, к примеру, “Smoke on the Water” Deep Purple – сочетание Плутона, Урана и Марса. А “Поэма экстаза” Скрябина – Луна, Венера и Плутон в напряженных аспектах друг к другу.

Фигуры Джонса

Теперь рассмотрим влияния конфигураций фигур Джонса.

Фигуры Джонса в астрологии представляют конфигурации гороскопа или натальной карты. Название они получили по имени астролога Марка Джонса, который первым стал применять их в интерпретации гороскопа. Были выделены восемь фигур, которые связаны с восемью типами личности.

Выявление фигур Джонса в натальной карте и их трактовка - один из первых шагов при интерпретации натальной карты. Метод достаточно простой, но он дает широкие возможности для понимания особенностей личности.

  • Брызги

    Брызги” – характер равномерный, сложно бывает уловить ведущую тему. (Симфонии Малера, поэмы Скрябина.)

    Эта фигура встречается довольно часто. Для фигуры Брызги характерно равномерное распределение планет по натальной карте, где почти все знаки Зодиака заняты. Они гибкие, многогранные и гармоничные, легко приспосабливаются к любой ситуации. Однако, они могут иметь слишком много увлечений и распыляют свою энергию.

  • Сгущение

    Сгущения” – тема явственно выделяется, но не доминирует над пьесой. (Симфонии Брукнера, Штрауса.)

    Фигура Сгущение - самая распространенная и самая сложная для интерпретации фигура, поскольку планеты распределены группами по две-три планеты, неравномерно. Люди с такой конфигурацией в натальной карте живут по своим правилам, не любят, когда им устанавливают рамки и предъявляют требования. Они не признают дисциплину и однообразие. Таким людям трудно принять чью-то точку зрения, кроме собственной. Их поступки определяет стремление к свободе и независимости. Преимуществом такой конфигурации является способность человека реализовывать себя в различных сферах, не ограничиваясь узкими направлениями.

  • Локомотив

    Локомотив” – активно выделяется тема, присутствует некая незавершенность. (1-й концерт Листа.)

    В фигуре Локомотив одна треть натальной карты остается пустой, на остальном пространстве астрологической карты планеты распределены более-менее равномерно. Люди с такой картой динамичны, но зачастую одни стороны их личности развиты сильнее, чем другие, которые могут стать "ахиллесовой пятой".

  • Чаша

    Чаша” – чрезмерная напряженная активность, отсутствие умиротворенности. (Финал “Аппассионаты”.)

    В фигуре Чаша все планеты сосредоточены в одной половине натальной карты, причем две крайние планеты обычно находятся в оппозиции друг к другу. Обладатели такой карты склонны быть эксцентричными и изобретательными, но в то же время тенденциозными. Среди планет есть одна лидирующая, ведущая Чашу через знаки Зодиака. Заполненная часть карты символизирует созидательную сторону жизни, свободная уравновешивает ее.

  • Корзина

    Корзина” – активное выделение и развитие темы, логическая завершенность пьесы. (Итальянский концерт Баха.)

    Фигура Корзина - это та же Чаша, но с одной или двумя планетами, расположенными отдельно от основного тела фигуры, образуя ручку Корзины. Находясь в меньшинстве в свободной части натальной карты, отдельно расположенная планета призвана сбалансировать влияние остальных планет. Люди с такой картой целеустремленные, решительные и прямолинейные.

  • Праща

    Праща” – активность, напряженность, концентрация. (4-й этюд Шопена.)

    Фигура Праща, также иногда называемая Парашют, представляет собой вариант Связки, но с той разницей, что одна или две планеты расположены отдельно от остальных, выполняя роль агента, посредством которого функционируют все другие планеты. Такая фигура характерна для очень волевых, целеустремленных людей, которыми руководят карьерные или социальные устремления.

  • Качели

    Качели” – рондо. (“Турецкий марш” Моцарта.)

    Фигура Качели представляет две группы планет, расположенные в противоположных областях натальной карты. Между этими двумя группами есть свободное пространство около 120°. Как правило, они имеют между собой аспект оппозиции. Такая планетная конфигурация свойственна людям, у которых жизнь словно разделена на две мало связанные между собой сферы.

Аспектные конфигурации

Несколько слов о характере согласно аспектным конфигурациям.
Общий вид карты должен подсказывать выбор. Вопрос в тренировке интуиции.

  • Тригоны, внешне мягкие и устойчивые по сути, вполне отвечают трехдольным размерам.
    Чем более напряжена фигура, тем больше, соответственно, “напряжения” в пьесе. Большой тригон может вылиться в вальс-бостон, а “дротик” внесет некую “кружащую” трехдольную аберрацию (“Полет шмеля”). Фигуры вроде “пальмы”, “перста судьбы” также возмущают основную струю, но наоборот – изменяют трехдольность в характере alla breve, что придает энергетическую направленность двухдольности. Великолепно – у Листа в 1-м “Мефисто-вальсе”.

  • Четырехугольные фигуры будут символизировать четырех- и двухдольные размеры. Здесь, видимо, ситуация, отличается от предыдущей. Так, большой квадрат будет символизировать более напряженную музыку, нежели синтетический прямоугольник из тригонов и секстилей. Неправильные четырехугольники, как и неправильные треугольники, будут синкопировать, “ломать” мелодию.

  • Линейные незамкнутые фигуры будут обозначать большую “энергетическую” напряженность пьесы независимо от размера (то есть, от метрической компоненты). Метр скорее определяется общими очертаниями карты, а пьеса обретет порывистость, активность, иногда – агрессивность, ломаный ритм, swing.

  • Фигуры наподобие “ножниц”, когда стеллиумы соединяются несколькими взаимными аспектами, скорее всего, индицируют секвенции – повторяющиеся несколько раз интонации мелодии, обычно с изменением высоты. Или риффы – многократно повторяемые без изменения фразы (характерны для современных жанров, в частности – рок).

Выбор солирующего инструмента

Встает вопрос о солирующем инструменте, его наличии вообще, его характере и о типе соло.

Вероятно, здесь следует обратить внимание на конфигурации V-го дома, его положение, расположение и аспекты Солнца, управителя дома, планеты в доме. Вы можете самостоятельно составить для себя соответствия, согласно приведенным выше размышлениям.

Выводы анализа карты

Как видите, методика анализа карты в “музыкальном” смысле не так уж и отличается от классической. Я делаю не вполне привычный вывод.

Во-первых, музыкальный феномен карты имеет такое же право на существование – и даже бОльшее, – как и феномены психологического и предсказательного порядков, на которые обычно обращают внимание. Музыкальное толкование в виде некоей пьесы, к примеру, на кассете, которую пьесу субъект может использовать для “проработки” (ох уж эти термины), то есть для медитации, должно иметь место как правило, а не как курьез.

Во-вторых, музыкальная пьеса также обладает собственной картой, которая строится обычным образом, на основе места и времени первого исполнения в присутствии хотя бы одного слушателя. Используя такие карты, можно было бы составить более определенные таблицы соответствий инструментов, характеров, др. Основная сложность – отсутствие данных. В лучшем случае известен год, месяц, редко – день премьеры. Нам же потребно знание времени исполнения (для продолжительных сочинений – время окончания исполнения). Возникает вопрос о ректификации и ее методах, но этим я заниматься не буду.

Читать дальше...

Для общения создана группа Вконтакте - vk.com/astromelos Подключайтесь!

© Мелодия вашего гороскопа © 2016
Методики (назад)
1. Анализ
2. Методика
3. Пример