Начало | Мемуары | Поиск |
Действие повести происходит в селе Наволок и деревне Гвоздки накануне февральской революции 1905 года.Перед Февральской революциейГлава 1.(1 и 2-й листы рукописи утеряны) ... богатых, то он отдал её в няньки к отцу Александру по большой рекомендации и потому, что отец их был набожный человек в околотчи.. славился своим пением в церкви. Прожив до 20 лет безвыходно, имея подругой 60-летнюю прежнюю няньку, служившую до старости лет и полуслепую, она вышла замуж за отца Васьки, тоже не более богатого, чем и она сама. Тот тоже остался от отца 17 лет, имея хозяйство слабое, вынужден был жениться, чтобы вплотную осесть на землю плача. Как говорила бабушка: "загуляется, толку не будет, совсем пропадём". С виду они были оба, что мать, что отец, здоровыми и высокого роста. Васька и Федька удались в родителей. Ваське было всего 10 лет, а Федя на два года младше. Было между ними промежуточных двое [детей], да те умерли. Закончив по случаю отъезда в дальнюю дорогу непомерно роскошную трапезу, состоявшую из оладий, которые окунали в давленую клюкву, чуть подслащённую, и заедали напоследок киселём из вымоченных овсяных просок (мука, отсеянная от просок шла на хлеб наполовину с картофелем и ржаной мукой). После некоторых сборов запрягли Воронка (ростом в один аршин и 13 вершков), который выглядел не больше осла. Но Воронок был коняга славный, тягловой. Нигде не сдавался, вывозил возы в любую гору, хоть и с большим напряжением (даже иногда падая на колени), но всё же тянул. Выехали, когда только начинало рассветать. Васька сел на дрова, завернувшись в шубу матери и отцовский тулуп. А Отец пошёл рядом с возом. На востоке и за соседней деревней уже потухли звёзды, хотя на западе ещё были видны. Мороз был крепкий. Брёвна пощелкивали, распираемые замерзающей водой. Ехали молча, так как нужно было следить, чтобы воз не кувырнулся и Васька не попал под дровни. Глава 2.
Остановились под окном одноэтажного каменного дома с большой вывеской над дверью - белыми буквами по голубому "ЛАВКА" и по тёмно-зелёному "Василия Васильевича Рыбкина". За наполовину остеклёнными дверьми висела возвратная гиря на верёвке, и при каждом открывании раздавался звук кошки, которой наступили на хвост. Прежде чем войти в магазин, Отец подумал о долге лавочнику, ведь недавно он брал здесь подсолнечное масло, сахар, муку белую к Рождеству да винцо... "Или свезти дрова на базар, продать там... Нет я обещал ему дровец привезти... Вот ведь наше дело мужицкое - свой товар и не продашь, как хочется, везде долги. А когда долги, то они и не торгуются, что захотят, то и заплатят..."
У Михаила (так звали Васькиного Отца) руки так и опустились. Васька тоже заёрзал на дровах, поняв поворот дел.
Пришлось батьке с сыном подчиниться и свалить дрова. От долгу никуда не убежишь. Везде теребят да смотрят как взять подешевле, а своё подороже навязать. После того, как дрова были сложены в сарай, уже наполненный доверху, Михайло с Васькой привязали лошадь у сена и пошли в магазин.
Народу было не много. Больше толкались так, смотрели да приценивались, обходя всех купцов по городу, выбирали, где можно подешевле купить. Васькины глаза уже при входе разбежались по полкам и выставкам, пока он не повстречался лбом с таким же ротозеем. Покосясь сердито друг на друга, ему захотелось свежего ситного хлеба.
Васька был несказанно доволен уступчивостью Василь Васильича.
Получив обещанное встал в сторонку и принялся завинчивать за обе щёки мягкий, что губка, ситный.
Глава 3.Жизнь текла своим чередом. Михайло отбыл зиму дома. На весну опять уехал в Питер на заработки. Мать договорилась с Иваном Семёнычем на весенние работы в поле по яровому севу и на покос. А Иван Семёныч дал пустошь на посев полоски овса и покосить сена корове. Васька ходил в школу вторую зиму. От деревни до прихода было всего полверсты. Но между деревень пролегала заводь озера Холмского. Зимой было удобно по льду, но летом приходилось обходить кругом, что составляло версты три. Школа была только приходная, большая, светлая, двухэтажная. Была построена на средства, собранные населением. Она находилась рядом с церковью, а за школой находилась роща, упиравшая задней границей в озеро, а боковой границей - вдоль реки Березайки. В роще росли берёзы и ели, изобилующие гнёздами ворон и грачей. В школу были два входа - парадный и чёрный. С чёрного хода ходили ученики, а с прадного - отец Михаил, преподаватель закона Божьего, да учителя. В классе Васьки была учительницей Анисья Михайловна, жена отца Михаила. Класс держали в строгой дисциплине. Но непонятной для Васьки. Начиналось обыкновенно молитвой перед учителем пением всего класса. После чего рассаживались по партам в два человека. Васька сидел со своим товарищем Петькой. Не разлей вода. Петька хорошо владел математикой, которая Ваське давалась плохо. Он частенько заглядывал в петькькину тетрадь и списывал. А когда это вошло в систему, он не делал сам, а ждал, когда будет готово и списывал. А сам между делом скручивал бумагу трубочкой и исподтишка плевал жёванной бумагой в кого-нибудь из учеников.
Однажды случилась неудача. Хотел он влепить козявку впереди сидящей девочке, но та наклонилась, чтобы записать в тетрадь, и козявка полетела прямо в очки Анисьи Михайловне. Очки плохо держались на переносице, упали на пол и разбились. Учительница от неожиданности привскочила, побледнела и снова хлопнулась на стул. Потом встала, опёрлась пальцами в стол и стала шарить глазами по классу часто мигая.
Когда Климов принёс крупу, она рассыпала её в углу на полу и привела Ваську.
Подняла один зажим и одела на переносицу от волнения, чем вызвала общий смех в классе. Поняв, в чём дело, быстро сняла и сунула в книгу. Учительница объявила о конце урока. Опять заскулил Васька, выглядывая из-под бровей и всхлипывая:
И под общий гвалт скатились по перилам со второго этажа и бегом на улицу. Потом в рощу. Залезли на густую ёлку, где в вороньем гнезде была спрятана махорка в спичечном коробке. Рядом была газетная бумага и несколько спичек. Петька быстро свернул цигарку, а Васька уже ждал с зажжёной спичкой. Петька, не успев как следует заделать концы цигарки, стал прикуривать.
На лестнице обогнали отца Михаила, поднимавшегося для урока Закона Божьего. После пения молитвы хором отец Михаил объявил, что будет отбирать учеников в алтарь, читать молитвы "за здравие" и "за упокой".
После получаса зубрёжки притчи отец Михаил стал составлять список.
Эти занятия хоть и с большими понуканиями со стороны церковного сторожа продолжались месяца полтора. Потом Васька выпросил согласие Отца Михаила стать певчим. Глава 4.
Однажды после школы, в начале осеннего полугодия Васька и Петька, идя по тропинке вдоль озера, остановились и стали бросать камушки с крутого берега в воду. Вода переливалась в лучах солнца после бульков. Время было хорошее. Люди ещё добирали с полос картофель. С поля доносились частушки певших девушек, которые не спеша двигались сбоку от лошади. Та, шевеля ушами, потихоньку тащила борону, поскрипывая гужами о хомут.
Так два приятеля обогнули озеро и уже подошли к деревне.
В пятницу Петька с Васькой вышли задворками из деревни и побежали по лощинке к озеру. Спихнули ладью рыбака и поплыли, загребая кольями вместо вёсел, к другому берегу. Спрятали ладью в иве и пошли украдкой по берегу. Когда они подошли к оврагу, то увидели сидящих на бревне регента дядю Егора, дьякона Степана и отца Михаила. Хор перед ними составляли в основном мужчины. Из женщин была одна учительница 4-го класса, из девчонок пришла одна Катька. Она дежурила на одном краю оврага, а на другом краю стоял Митька из 3-го класса. Дядя Егор читал газету. Увидев нас, он сказал:
Через некоторое время уже листочки были не нужны. Так как это не "Иже Херувимы" с десятками колен да повторов на разные мотивы. Песню "Смело, товарищи, в ногу" заучили наизусть. Пели до заката. После этого дядя Егор достал другие листки и прочитал новую песню "Вставай проклятьем заклеймённый...", сказал, будем учить в субботу в сторожке. Ещё сказал, что в школу присылают новую учительницу, генеральскую дочку.
Мы с Петькой старым путём добрались до ладьи и уехали домой, а взрослые остались разговаривать.
За неделю до приезда новой учительницы вдруг из города прискакал дядя Егор и закричал на всю деревню:
Постепенно собрались, остепенились, обступили дядю Егора. Тот стал повторять новости. Мужики стали переспрашивать друг у друга.
Так две группы раскололись в спорах по трое и стали расходиться в разные стороны. На улице остались дядя Егор и Васька. Васька вскочил на крыльцо и поманил Егора пальцем в коридор. Доложил об услышанном.
Глава 5.
На следующий день в школе Васька и Петька вскочили на парты и стали выкрикивать звонкими голосами вести о февральской революции и о свержении Царя. Петька даже до хрипотцы, но продолжал вещать и повторять за Васькой.
На третий день после приезда новая учительница Раиса Павловна пришла в школу. Первый урок она знакомилась с учениками и спрашивала о пройденном по Географии. Так знакомились ещё несколько дней. Васька и Петька посматривали на неё с осторожностью, зная кто она такая. Потом освоились, стали подбирать хитрые вопросы учительнице. Например, Катька спросила:
Что тут началось! Раиса Павловна от задней катькиной парты выбежала на середину класса и стала вертеться по сторонам, часто моргая глазами.
А ребята, как только она поворачивается спиной к ним, начинают свистеть, показывать язык, гримасничать и стучать ногами.
Придя в полное расстройство, она разревелась и убежала в учительскую. Тут уж совсем взбесились ребята. Стучали партами, ногами, кричали.
Зная привычку генеральши подкладывать журналы под себя, на другой день Васька и Петька потихоньку во время перемены на венский учительский стул положили ту папку с журналами с вложенным куском каблука с торчащими гвоздями.
Учительница поздоровалась, поправила на столе чернильницу, ручку, пачку тетрадей. Стул отодвинула, чтобы сесть.
Растерявшись от боли и неожиданности новая учителка выбежала из класса. Ученики сидели, не понимая в чём дело. А Петька и Васька переглянулись и уткнулись в учебники.
Минут через 15 в классе собрались все учителя, включая отца Михаила. Стали искать причину испуга коллеги. А когда нашли, то стали усмехаться.
Начал заведующий школой и учитель 5-го класса Фёдор Петрович:
Так и не обнаружили на этот раз виновного. Посоветовавшись между собой, оставили весь класс после уроков. Раиса Павловна уехала на следующий день в город и больше к нам не возвращалась. Уроки географии стал вести сам заведующий школой Фёдор Петрович Жуков. Его всегда ребята побаивались и учились хорошо. По натуре он был добрым человеком, а голос был приятным басом. Его брови всегда были нахмурены, создавая суровый облик. Но при этом он всегда помогал своим ученикам, растолковывал что было непонятно. За это Жукова любили всей школой и родители обращались с почтением. Приближалось 1-е Мая. В школе тоже начали готовиться к первому разрешённому в школе празднику рабочих. За три дня было объявлено, что будут угощения в роще на воздухе. Кто может, приносите самовар и свою чайную чашку. Также взять лопату, т.к. будем сажать деревья вдоль дороги от школы до самой деревни Волоки (около полкилометра). Накануне 1-го Мая было собрано несколько самоваров и насобирали еловых шишек по роще для топки. Выделили посменных водоносов и назначили ответственную за топку самоваров школьную сторожиху тётку Анисью. На следующее утро Васька проснулся, едва рассвело. Набил карманы хлебом. Побежал к Петьке. Утро было прохладное, но небо чистое. Предполагался день хороший и тихий. Жаворонки уже кувыркались в воздухе, издавая невероятно весёлые трели. Скворцы уже выводили первое потомство после прилёта из тёплых краёв... (далее страницы рукописи утеряны) |
Родословная одной ленинградской семьи ©2003-2024Автор: serpei@mail.ru |