Справочная информация

погосты и церкви


 

Передольский погост

Адрес: Новгородская обл., Батецкий р-н, Подгорье, кладбище
Координаты: 58.509783, 30.234167
Проезд: а/д Луга - Медведь

Передольский погост был очень важной точкой в Новгородской республике, одним из первых погостов, образованных княгиней Ольгой. Но христианство насаждалось огнём и мечом. Нападение киевского войска, ведомое христианкой Ольгой, и разорение Городца, центра прилужских славянских общин, в середине 10 века поломало спокойное расселение мирных землепашцев. Немного восстановившись от киевского наезда лужские крестьяне получили второй удар - нашествие литовцев и немецких рыцарей в 1240 году. Опять все сёла были сожжены и разворованы.

15-16 вв. Церковь Николая Чудотворца. Покровский монастырь. 1-я Покровская церковь.

Церковь Передольского погоста впервые упоминается в 1500 году в писцовой книге Вотской пятины: «А церковь погостьская за Лугою в шелонской пятине». По названию погоста – Никольский Передольский – можно предполагать, что погостская церковь была посвящена Св. Николе Чудотворцу. Церковь, вероятно, была деревянной. Около середины XVI века Церковь Николая Чудотворца перестраивается в камне. В писцовой книге Шелонской пятины 1581 – 1582 гг. уже значится «церковь камена Никола Чудотворец». Тогда же упоминается и церковь «древенна Благовещенья Пречистые». К середине XVI века можно отнести и возникновение женского Покровского монастыря. В писцовой книге Шелонской пятины 1581 – 1582 гг. есть его краткое описание. В 1581 году в нем были церковь «древена Покров Святыя Богородицы», 4 кельи («игуменьи с сестрами»), «а звон в монастыре было клепало». Клепало – передвижная каменная плита, в которую ударяли, созывая монахинь на службу.

В 1581 году Передольский погост подвергся нападению «литовских людей», разоривших монастырь и обе погостские церкви. В Покровской монастырской церкви был «престол разорен, а свечи и книги поимали литовские люди». Кельи были сожжены. Тогда же сгорела каменная Никольская церковь в Рассохах. В переписи 1582 г. о Шатновичах сказано: «Полсела Шетнович пуста, а в нем церковь деревена Воскресение Христово стоит без пения, а в том же селе два [двора], что были церковные». ссылка

После смутного времени монастырь возродился. В 1628 году в нем упоминается новая церковь Покрова (деревянная). В 1764 году монастырь был упразднен, а церковь Покрова обращена в приходскую. Она сгорела в 1823 году.

17-20 вв. Церковь Воскресения Христова

В конце XVII века в Передольском погосте была построена каменная церковь Воскресения. Хотя в «Памятной книжке по С-Пб епархии» указано, что эта церковь сооружена в 1763 году «тщанием» помещика Бориса Лихарева, есть основания полагать, что это ошибка. Воскресенской церкви присущи многие признаки архитектуры конца XVII века. Таково же мнение архитектора А.П. Аплаксина, обследовавшего церковь в 1910 году. Сама церковь была сложена из плитняка. С запада к ней примыкала восьмигранная колокольня. С трех сторон церковь была окружена галереями. Крыша была четырехскатной. Над зданием высилось 5 глав. В XVIII веке из кирпича был сооружен третий ярус колокольни. Скорее всего, он был достроен Борисом Лихаревым в 1763 году. В начале XIX века вокруг церкви была сооружена каменная ограда с двумя часовнями, просуществовавшими до 1930-х гг.

В 1890-х гг. для Воскресенской церкви был куплен колокол весом 100 пудов (!). Его повесили на верхний ярус колокольни. Однако колокольня оказалась слабой для такого колокола. Она наклонилась, и на сводах церкви появились трещины. Видя это, местные священники написали в Св. Синод прошение о разрешении разобрать колокольню и возвести ее заново в прежних формах, но Императорская Археологическая Комиссия стала настаивать на реставрации колокольни.

[По материалам Н.И.Платоновой, доктора исторических наук, руководителя археологической экспедиции по Передольскому погосту.]

Источник: sobory.ru


Воскресенская церковь в Передольском погосте

Издание 1884 г.

Передольский погост находится в 168 верстах от Петербурга и в 35 от Луги, в 11 от границы Новгородского уезда. В старину он назывался Передолье; ныне у крестьян — Передольско. Он лежит на левом крутом берегу реки Луги и на большой дороге из Гдова в Новгород. Церковь существует здесь с 1763 года, что показывают и клировые ведомости, и слова на антиминсе, который священнодеиствован в 1763 году, Новгородским митрополитом Димитрием. Нынешний каменный храм построен помещиком Борисом Алексеевичем Лихаревым. Прежний храм был также каменный; по сохранившемуся фундаменту он был гораздо обширнее нынешнего и был однопрестольным, может быть, во имя св. Николая, так как и доныне здешний погост часто называется Никольским. Кроме нынешнего каменного храма, здесь были еще два храма деревянные, сгоревшие 1-го Января 1823 года. От одного из них, во имя Покрова, не сохранилось ничего; от другого, построенного помещиком Семиковым и предположенного в честь Знамения Божией Матери, сохранился иконостас. Храмы стояли на высокой насыпи над рекою Лугой, на площади, в четверть десятины, называемой "Городком".

О Покровской церкви говорят, что она была построена на месте разоренного литовцами женского монастыря и что нынешний сад помещика Савицкого был под монастырскими кельями. Предание о монастырях подтверждается отчасти тем, что здесь, иногда, находят предметы монашеского быта, напр., крестики от парамандов и дощечки с орудиями страданий Христовых.

Храм Передольского погоста посвящен Воскресению Христову, приделы его - Знамению Божией Матери и св. Николаю. Антиминсы главного и Никольского престола освящены Агафангеллом, епископом Ревельским, в 1859 году, в Знаменском приделе - епископом Никанором в 1827 г., марта 26-го дня; после пожаров храм переделывали; между прочим, сделана каменная колокольня, в два яруса, о 16 окнах, Сначала храм был двухпрестольный; главный алтарь был холодный; левый придел Николая - теплый. В 1828 г. помещик Семиков пристроил правый придел Знамения Божией Матери и поставил в нем сохранившийся от пожара иконостас. При этом Никольский придел сделан холодным, а Знаменский, как более обширный, теплым.

В 1856-1858 годах храм снова переделан. В трех капитальных стенах между приделами и папертью сделаны арки, храм стал просторнее и светлее, шесть печей сделали храм теплым, Иконостасы, престолы и пол сделаны новые; окна расположены удобнее; прибавлено 4 главы, храм покрыт железом.

<...> Соседние здешнему приходу суть: приходы Сабельский и Косицкий (Новгород. уезда), приходы Чупровой Горы, села: Горок, Мелкович, Торошкович; приходы Югостицкий и Хвошенский (Лугск. уезда); из деревень его большая часть находится на левом берегу Луги и сообщение с ними удобно, кроме весенней и осенней распутицы; остальные находятся за Лугою и сообщение с ними часто затрудняется, за отсутствием паромов и лодок. Из деревень значительные суть: Подгорье, Подберезье, Кшева, Брод, Горка, Борки, [Ожогин] Волочек и Заполье. Эти деревни расположены по левой стороне Луги. Из находящихся за рекой Лугой более значительные суть: Княжая Гора, Столбец, Редбуж, [Большой] Волок и [Малый] Волочек. Остальные деревни: Ручьи, Россохи, Невежицы, Новая деревня, Щепино, Гадовичи, Денисово, Черновичи, Сельцо, Удрыни и Голешино. Все эти деревни издавна принадлежат к Передольскому погосту. До 1823 г., когда здесь была еще Покровская церковь, приход делился на две части. Одна часть, под именем Никольского прихода, принадлежала к каменной церкви: другая часть к деревянной, во имя Покрова, сгоревшей в 1823 году. Это деление прихода, с двумя названиями, сохранилось и доселе. Из деревень, некогда принадлежавших к Передольскому погосту, составились по преданию приходы Торошкович-Тырковых и Сенявиных. С другой стороны часть деревень перешла и к приходу села Мелкович. Остатки такого распределения сохранились до ныне. Так деревня Заупора, прихода Торошкович-Тырковых, находящаяся среди Передольского прихода, отстоит от своей церкви в 7 верстах, а от Передольской всего в одной версте.

Всех прихожан по клир. ведомостям 1883 г. м. пола 1,434, жен. 1,584. Кроме множества пустошей, здесь есть одно небольшое Глухое озеро [Розсохское, Борковское], при деревнях Россохи и Борки. Кроме р. Луги, есть три речки: Киба, Килька и Заупорка. Почтовых дорог нет, а проходит одна старая большая дорога из Луги в Новгород и Старую Русу. Она передана обывателям и правильной почтовой езды на ней не имеется. Кроме хлебопашества прихожане занимаются в Петербурге работами и извозом; жители Подгорья, Брода и Горок занимаются шерстобойством; многие торгуют скотом, домашней птицей и овсом, скупая его в соседних уездах Новгородской и Псковской губернии. Грамотных в приходе не больше одной трети. Прежде были школы: в Заполье, Лежне, Волочке, Столбце, Кшеве, Ручьях и на погосте в церковной сторожке. Они были открыты священниками Ильею Быстровым и Иоанном Вороновским. В зимние месяцы училось в них до 140 человек; летом ученье прекращалось. Учили в школах за условную плату отставные солдаты, крестьяне и мещане, избираемые сельскими обществами. Плата за 6 учебных месяцев возвышалась от 8 до 25 рублей. Школа и учитель содержались крестьянами, по очереди. В учебниках ее не было ни строгого выбора, ни системы. Уставы церкви прихожане соблюдают исправно.

В праздники церковь всегда бывает полна, но по отдаленности от приходской церкви многие посещают церкви чужих приходов. Так крестьяне деревни Волочка (до 500 душ обоего пола) посещают церковь Косицкого погоста (Новгород. уезда); крестьяне деревни Новой ходят в Мелковичи; из деревни Ручьев в Торошковичи-Тырковы. Сельские праздники суть следующие: в Горке - Пантелеймону, с 1848 г. в память холеры; в Кшеве - Варлааму Хутынскому, в память пожара; в Редбуже - Смоленской Божией Матери, в память холеры; в Волочке - то же, в память морового поветрия на рогатый скот; в Княжей Горе в день "Всех Святых", в память пожара и в день Преображения, в память холеры 1848 г.; в Заполе - Успению, в память холеры 1853 года. Кроме того в каждом селе есть так называемые "Годовые" праздники, издавна установленные. Сельские праздники празднуются крестным ходом, молебном, окроплением скота св. водою. Они празднуются один день и не сопровождаются ни весельем, ни угощением. В "годовые" праздники бывает трехдневное веселие и обильное угощение, особенно водкой; молебны служатся в каждом доме. За молебен причту платится 15 копеек и хлеб. В свадебных обычаях есть следующие особенности: когда свадебный поезд едет в церковь, то перед женихом дружки едут парами, по две, а иногда по три пары и низко кланяются каждому встречному. Платок или по здешнему "фата", которым покрыта невеста, украшается, между прочим, вышитым крестиком, для предупреждения порчи; для той же цели иногда опоясывают невесту рыболовными сетями, или втыкают в платье ее иглы и булавки. На дороге от венца встречников угощают; ребятам бросают калачи и пряники; иногда по деревням зажигается на дороге солома, чрез которую поезд должен переехать. В приходе находятся следующие деревянные часовни: в Волочке, на старом кладбище (Деденевом) — в честь Флора и Лавра и св. Николая Чудотворца — в Борках и Россохах, каменные во имя Рождества Богородицы, как будто бы остаток церковного притвора; в Броду — Тихвинской Божией Матери; в Ручьях — Параскевы, в Княжей Горе — Смоленской Божией Матери; в Столбце — Св. Троицы, на старом кладбище, и еще во имя Иоанна Предтечи, над колодцем. Предтеча в часовне изображен крылатый и с сосудом в руках; в сосуде - Предвечный младенец.

Курганов очень много, особенно подле погоста. Один большой курган называемый "крестовым" [Шум-гора], имеет форму просфоры, Под курганами находили кости человеческие и остатки старинного быта.

[Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии /Вып. 9. 1884. [2], IV, 534 с.]

Скачать книгу (PDF, 201 МБ)

Храмы России ⇒ Церковь Воскресения Христова на Передольском погосте


Скорбященское кладбище

Заполье. Церковь иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радости".
Адрес: Новгородская обл., Батецкий р-н, Заполье, кладбище
Координаты: 58.506251, 30.247164
Проезд: а/д Луга - Медведь

Это новое приходское кладбище к востоку от села Подгорье Передольского погоста принимало останки жителей местных сёл и деревень. Особенно крепостных крестьян. Много умирало младенцев (от золотухи, кори, поноса). Люди среднего возраста умирали чаще от чахотки, то есть туберкулёза. Здесь можно найти могилы крестьян и из Великого Села, и из Шатновичей, и из Рассох, и из Невежиц, и из Борков. Хотя дорога для них была не простой - около 15 км в один конец (от Шатновичей). Все эти деревни несколько веков до 1859 года были приписаны к Передольскому погосту. О месте захоронения в метрической книге священник писал: "На приходском кладбище Скорбященской церкви". И только перед крестьянской реформой 1861 года их перевели в ближний Югостицкий погост и людей стали хоронить на Югостицком кладбище, которое мы знаем сейчас.

В середине 19 века на Скорбященском кладбище западнее деревни Заполье, рядом с сопкой «Шум-гора» стояла часовня, около которой бил родник. Позже новая часовня была построена на том месте, где сейчас стоит церковь. Церковь является уже третьей постройкой. Службы и отпевания в ней проходили достаточно часто, хотя в селе Подгорье находилась ещё две церкви и кладбища при них.

Церковь во имя иконы "Всех Скорбящих радости" в 1851 году была переделана из часовни. Она построена на пожертвования, по плану архитектора Павлова. Главным жертвователем и распорядителем постройки был учитель Санкт-Петербургского Никольского сиротского института Александр Соколов.

Эта церковь и еще 15 часовен в приходе были приписаны к Воскресенской церкви Передольского погоста. В конце 1920-х гг. церковь была закрыта и в дальнейшем подверглась серьезным разрушениям. Состояние сейчас весьма плачевное.

Храмы России ⇒ Церковь Иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость в Заполье



Помочь проекту

Родословная одной ленинградской семьи ©2003
Написать:serpei@mail.ru   Telegram:@Serpei61

Версия от 30.05.2023

Кольцо генеалогических сайтов